top of page
  • Константин Львович

Мои воспоминания - часть VI

Обновлено: 13 апр. 2022 г.

Часть I - см. здесь

Часть II - см. здесь

Часть III - см. здесь

Часть IV - см. здесь

Часть V - см. здесь

===================================================


Зрелость - Украина отныне и до конца

Первый период - 1976 – 1999 гг. (24 года)

Российский либерал - демократ и прогрессист,

приветствовавший революцию 1991года

Содержание (Змiст)

1. Украинский институт инженеров водного хозяйства (УИИВХ)
1.1. Отступление к месту - "сельский киномеханик"
1.2. Заведующий кафедрой экономики водного хозяйства
1.3. Аспирантура и докторантура
1.4. Экономика водного хозяйства, технология обучения и контроля
1.5. Наука управления (менеджмент)
1.6. Сотрудники (коллеги) по Украинскому институту инженеров водного хозяйства (УИИВХ)
Заключение

=========================================================


1. Украинский институт инженеров водного хозяйства (УИИВХ)

В 1976-ом  перебрались с семьёй в западноукраинский город Ровно (с 1991 года - патриотическое Рiвне) – прошёл по конкурсу (собственно конкурса-то и не было) на должность старшего преподавателя кафедры экономики водного хозяйства Украинского института инженеров водного хозяйства (УИИВХ).

город РОВНО (РIВНЕ)

С этом городом (именно Ровно, а не Рiвне) связано детство и отрочество замечательного русско-украинского демократа Владимира Галактионовича 
Короленко, родившегося в Житомире и умершего в Полтаве, (1853 - 1921гг. - 77 лет). Почитайте «Историю моего современника» - очень интересно и поучительно. Станет яснее, что есть демократия в России: медленный, мучительный, затяжной и своеобычный процесс, а не слепок с англо-американского образца.
----------------------------------------------
Другая замечательная личность, связанная с городом Ровно - Николай Иванович Кузнецов, советский разведчик, работавший в нашем оккупированном городе в 1942-43 гг. В 1992 году памятник ему, стоявший перед горсоветом (ныне мэрия), был уничтожен, а улица Кузнецова (где, кстати, я работал  после УИИВХ в Ровенском институте славянознавства (РИС) с 1999 до 2010 года) переименована в ул. княгини Ольги ?!  Так печально и несправедливо проходит земная слава (Sic transit Gloria mundi ) !
-----------------------------------------------------------------------
Собственно в этом моем перемещении (Казахстан - Украина) большую роль сыграла Любовь Владимировна Скрипчинская, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры мелиорации УИИВХ. Она в Ровно перебралась из Новочеркасска, где когда-то я у неё учился и даже был старостой мелиоративного кружка (поила нас чаем на заседаниях кружка (создавала дружески-семейную обстановку) и привлекала к проблемам мелиорации).
-------------------------------------------
Я скорее чувствовал, чем понимал, что в Казахстане мне не будет дороги – там все-таки иная, тюркская, культура (ислам под завесой советского идеологического официоза), другая человеческая раса (монголоиды), традиции, историческая память. Вот если бы увлекался языками (как компьютером) - освоил киргизский, казахский языки (это родственные языки), наверно культура тюрков стала бы мне ближе. Мой отец, работая в Алжире консультантом  в 70-х годах прошлого века, довольно быстро освоил французский язык и объяснялся с местными специалистами без переводчика. Это сильно повысило его авторитет, а вот у меня такой природной способности-потребности не обнаружилось.
-----------------------------------------------------------------------
Написал Любовь Владимировне письмо – есть ли возможность перебраться в УИИВХ, на профильную для меня кафедру экономики водного хозяйства. Любовь Владимировна очень быстро и энергично ответила – согласовала в ректорате и прислала приглашение на конкурс замещения вакантной должности старшего преподавателя кафедры экономики водного хозяйства.
-----------------------------------------------------------------------
Так я попал со своей семьёй на Украину. Вообще-то мои корни по отцу именно на Украине – прадед в Черкассах имел практику ветеринара. В паспорте отца была запись – «украинец». Но я, конечно, уже никакой не украинец. А судьба вот привела как-то сюда же, в неньку Украину. Только вот не стал я ей своим, пришелец.

===============================================================

1.1. Отступление к месту - "cельский киномеханик"

Помню, ещё в школе учился, купил мне отец туристическую путёвку на Кавказ (кажется после седьмого класса). Был в нашей группе молодой человек (постарше меня, студент), к которому меня тянуло – интересен был он мне. Явно интеллиген-тского типа и столичная штучка, что-то лениво-барственное было в манерах. Так вот он довольно быстро раскусил меня и назвал полуласково, полупрезрительно «сельским киномехаником». Как воду глядел – таким я и остался фактически до конца своей жизни: исполняющий обязанности профессора.
-----------------------------------------------------------------------
Вообще-то дело в социальном происхождении и положении (моё генеалогическое древо) - откуда я родом, какой я культуры. Мои предки по отцу - специалисты в области гидрометеорологии и гидротехники, а по происхождению из мещан (горожан). И дед, Корхов Михаил Никифорович (гидрометеоролог), и бабушка, Корхова (Шиманель) Янина Каземировна (гидрометеоролог),  и отец, Корхов Вадим Михайлович (гидротехник), достигали определённых высот в своей профессиональной деятельности. А по матери только дедушка Мочульский К.Г., обедневший польский дворянин, имел какое-то образование. Но все они по своему менталитету и уровню образованности были советскими провинциальными интеллигентами. 
-----------------------------------------------------------------------
"Образованщина", как очень точно выразился  Александр Солженицын (не к ночи будет помянут этот один из главных могильщиков СССР). То есть были не совсем настоящими интеллигентами, если сравнивать с классической русской интеллигенцией XIX века и начала XX. В советское послевоенное время остались только осколки этой старой русской интеллигенции и преимущественно в Москве и Петербурге. Я их ещё застал - всё вымерли как динозавры. Нынче (в ХХI веке) ничего подобного уже и близко нет.

Владимир Маковский "Вечеринка"

Практически это означало, что в моей семье никто иностранными языками не владел, никакой семейной солидной библиотеки не было, никто не музицировал и не декламировал стихи [этакий классический русский критерий "интеллигентности"], не было и навыков культурного общения - собрание культурных людей своего круга за традиционным вечерним чаем, чтением стихов и живой дискуссией (см. рис. выше). 
-----------------------------------------------------------------------
Я своим образованием и нынешним социальным положением обязан не семье, а своей природной страсти к чтению, которая обнаружилась буквально с первого класса, как только я научился читать. Это когда и по ночам читают, и даже в туалет берут книжку. Отец заметил это и стал из своих многочисленных командировок (особенно в Москву) привозить мне книги. Помню первую - В.А. Каверина «Два капитана»: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" (краткое содержание).
-----------------------------------------------------------------------
Вообще полагаю, что самое больное место СССР-2 (после 1954г.) - некачественная, рыхлая, неустойчивая социальная структура. Если образно представить, то это вроде как урод-инвалид: большущая голова дауна-шизофреника (политический класс, номенклатура, интеллигенция) + достаточно мощное, но плохо тренированное тело с руками (городской промышленный пролетариат, разучившийся качественно работать) + хилые, уродливые ножки (то, что осталось от трудолюбиво-заинтересованного крестьянства, - колхозники и совхозники).
О "голове" социума. Так у нас советских и не сформировалась действительно новая элита (я уже про послевоенное время,) которую уважают и которой подражают низы. Английские рабочие всегда тянулись к идеалам джентльменства (уважали свою элиту, подражали ей). Российские мещане и купцы почитали за великое счастье получить дворянский титул. Конечно, и в моё советское время были достойные, творческие личности, но если рассуждать среднестатисти-чески (в большей мере) были: политические выскочки (особенно яркий тип Хрущёв), интеллигентские недоучки и полуучки (вроде меня), глухие технари, жившие только в своём мире машин/изобретений и не желавшие ничего замечать - страусы.
-----------------------------------------------------------------------
Не было понятия социально-корпоративной чести, а потому и совесть была весьма условной у этого социального слоя. Даже тонкая творческая прослойка поколения 60-х (молодые поэты и писатели, получившие групповое имя "шестидесятники" периода Хрущёвской "оттепели", точнее "слякоти" по Е.Ю.Спицыну) при ближайшем рассмотрении (см. воспоминания Василия Аксенова "Таинственная страсть")  была нравственно не очень состоятельна - просто молодость вела-бурлила. Свободы послевоенной "интеллигенции" захотелось (душно видите ли в советской коммуналке) и поставили под сомнение (пилить начали) основные (фундаментальные) ценности социализма под видом возврата к исходным ценностям Октября (к Ленину).
-----------------------------------------------------------------------
Вот и оказалась такая социальная структура несостоятельной, не способной даже к самозащите и выживанию. Почему развалился СССР? Дурацкий вопрос - эти "шестидесятники" и стали его первыми его "могильщиками" (начали). Идеология (после ХХ съезда 1956 года) капитально пошатнулось и ВСЕ - революционный ДУХ моего народа испустился-исчез куда-то! ВКПб (КПСС) как-то и не заметила (после войны) существенного изменения в социально структуре общества (его запросах) - сильно возросший количественно и качественно социальный слой ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ! А ведь это очень амбициозные люди. Интеллигенция, способная к очень СИЛЬНОМУ влиянию на общественное мнение-сознание, до и после военная - это две БОЛЬШИЕ разницы! А партия всё держала её в коротких штанишках "трудовой интеллигенции", вроде как своей помощницы в деле строительства коммунизма. Что-то типа "партия сказала, интеллигенция бодро ответила ЕСТЬ". Куда там ...
-----------------------------------------------------------------------
Из всего этого, однако, не следует, что я как-то чураюсь, стыжусь своего социально-культурного происхождения. Мои предки были достойными людьми своего времени - среди них не было предателей, бандитов,  мошенников, иждивенцев и попросту подонков.  Все они женились или выхо-дили замуж один раз и были верными своей семье, своему семейному и общественному долгу до конца - воевали и работали не за страх а за совесть. Их всегда и везде уважали. И я уважаю, помню и люблю их.
-----------------------------------------------------------------------
Где-то в 70-х годах (я уже работал в КазНИИВХ, в городе Джамбуле) отец предлагал мне подумать о переезде в Москву – дядя Юра (младший брат отца, он там жил) поможет на первых порах. Отказался идиот. Полное отсутствие стратегической интуиции. Полноценно развиваться и получать признание можно только в соответствующей профессиональной (корпора-тивной) среде, а это именно в столицах и бывает. Исключения крайне редки.
-----------------------------------------------------------------------
А я из одной провинции в другую: Россия (Новочеркасск) - Киргизия (Таласс) - Казахстан (Джамбул) - Украина (Ровно) и так всю жизнь порхал по провинциям-филиалам.

===============================================================

1.2. Заведующий кафедрой экономики водного хозяйства

Главный корпус Украинского института инженеров водного хозяйства,

г.Ровно (Рiвне), ул Соборная

После утверждения и последующего присвоения звания доцента в 1977 году  руководство института по приказу назначило меня и.о. заведующего кафедрой экономики водного хозяйства. По сути дела я был на кафедре единственным специалистом в области именно экономики водного хозяйства, да ещё молодой задор и энергия, нотки авторитарного поведения. Все это, по-видимому, импонировало ректорату (проректору Б.А. Баховец в первую очередь).

На практическом занятии на 5-ом курсе 1980 год,

специальность «Экономика водного хозяйства»,

сплошь девчата – на 2 группы один парень

В должности заведующего кафедрой я пробыл недолго, где-то около 2 лет. Появился (по приглашению того же ректората) доктор экономических наук из Сибири (хотя и из иной научной области – экономика водного транспорта) и уже по полному праву имеющегося ЗВАНИЯ занял место заведующего кафедрой. Институту (как везде и всегда) нужны были доктора наук (они же, как правило, и профессора) для галочки, а из какой они области науки никого не интересовало.
-----------------------------------------------------------------------
Однако, если бы даже этот доктор наук Зинь Эдуард Анатольевич и не появился, все равно заведующий кафедрой из меня явно не получался. Секретарь парткома института Валерий Васильевич Лутаев сделал мне предложение вступить в партию, а это уже было похоже на честь, так как к этому времени (конец 70-х) приём в партию интеллигенции ограничивался, даже квоты устанавливали (% рабочих в партии рабочего класса неумолимо снижался). Состав КПСС стал искажаться – партия рабочего класса незаметно стала трансформироваться в партию совслужащих. Я же вежливо отклонил предложение, мотивировав отказ занятостью научной работой. Лутаев удивлённо посмотрел на меня, но ничего не сказал, пожал плечами. На этом моя административная карьера была закончена – беспартийный заведующий кафедрой это в провинции (ещё на Украине) нонсенс.
-----------------------------------------------------------------------
С другой стороны, от некоторых членов кафедры пошли жалобы в партком (даже на одном партсобрании вопрос поднимался) на мой авторитарный стиль управления. Признаю, не было у меня способностей к этой работе - ни навыка, ни терпения, ни хитрости - хотелось напором, по-быстрому.

Типичная институтская кафедра (кафедра вообще, а не моя)

Известное дело, институтская кафедра это же гадюшник – самолюбие (самомнение) на самолюбии сидит, да ещё и самолюбием погоняет. За редким исключением это вечно тлеющая (то разгорающаяся, то затухающая) склока. Более или менее нормально руководить таким «коллективом» удаётся в трёх случаях.
-----------------------------------------------------------------------
Первый и достойный вариант. 
Заведующий кафедрой известный учёный, академик, вокруг которого сформировался коллектив типа «научная школа» из учеников (бывших студентов). У такого отца-академика есть свой заместитель, который практически и занимается управлением кафедрой от имени и по поручению … Если коллектив успешен в науке, то все сглаживается само собой. Например, блестящим руководителем научного коллектива был Иван Петрович Павлов.
----------------------------------------------
Второй вариант. 
Руководит кафедрой не известный учёный (и даже не обязательно доктор-профессор), а ловкий (неглупый, даже по-своему талантливый) организатор-администратор от науки. Это человек, который способен направлять клубок противоборствующих самолюбий на кафедре в нужное русло с помощью точно (дозировано) используемых административных инструментов - кнут и пряник. Тут терпение нужно иметь, не давить в открытую и немедленно, а тихой сапой додавливать вечно бунтующую (претендующую), но слабохарактерную, интеллигенцию. Инструментов давле-ния вообще-то было предостаточно: учебная нагрузка, поддержка (или препятствование) научной работы конкретного преподавателя, общественные обязанности, время отпуска.
-----------------------------------------------------------------------
Есть ещё и третий случай неэффективного научно-педагогического руководителя. 
Кафедрой руководит человек имеющий учёную степень доктора и звание профессора, но который  реальным авторитетом (ни у коллег, ни в ректорате, да и в своей научной среде) не обладает, но его держат (терпят) именно из-за его регалий. Хотя на кафедре тягучая безделица и перманентная склока и никакой науки. Работает все тот же пресловутый % квалифицированных кадров, как один из основных оценочных показателей ВУЗа (хоть державных, хоть коммерческих). Такие «специалисты» всегда были в области прикладных отраслевых наук и особенно развелись они в самостийных державах (после распада СССР)
-----------------------------------------------------------------------
Во все остальных случаях руководитель научно-педагогического коллектива не состоится – не смог и я, к моему стыду и сожалению.

-------------------------------------------------------------------------

1.3. Аспирантура и докторантура

Потерпев фиаско на административном поприще, я, естественным образом, устремился в науку – докторантура. Предоставили мне такую возможность – на пару лет ушёл в «свободное плаванье». Опять ничего не получилось – срок подошёл, а на защиту я не вышел. Монографию и диссертацию я, конечно, написал, но вот с «внедрением» этих своих достижений в практику (жизнь) не очень получалось. Ведь в моем УИИВХ не было совета по защите диссертаций не только докторских, но и кандидатских.
-----------------------------------------------------------------------
Это в области фундаментальных наук можно опубликовать новую теорему, формулу, модель, концепцию и получить соответствующее признание. В отраслевой науке все обстоит проще и грубее. Здесь естественным образом в первую очередь в столичных городах и ВУЗах формируются устойчивые (тобто весьма консервативные) группки-школки специалистов определённой науки, которые естественным образом имеют доступ к отраслевым изданиям (их курируют), они же создают свои Советы по защите диссертаций и самовоспроизводятся уже автоматически.
-----------------------------------------------------------------------
Начало таких школ обычно нормальное – живое и естественное, за молодым лидером устремляется. А впоследствии чаще всего закисает, превращается в скучное и склочное болото. Это было  характерно для советских бюджетных отраслевых НИИ и ВУЗов (исключая, конечно, фундаментальные физмат науки, ВПК И Космос) и прежде всего науки гуманитарного (болтливого) характера. 
-----------------------------------------------------------------------
Разным самостийникам (с провинции-периферии) нужно было уметь пробиться – войти в контакт, познакомиться, выступать, то есть постоянно напоминать о себе "в центре". Мне, к примеру, нужно было ездить в Киев, Львов толкаться, знакомиться, выступать на разного рода конференциях и мероприятиях, улыбаться, участвовать, посылать поздравительные открытки по случаю – к тебе должны привыкнуть, принять за своего, согласиться что ты ЕСТЬ и имеешь ПРАВО. Это открывало возможность публикации своей монографии, этого обязательного условия защиты диссертации, тем более докторской.
-----------------------------------------------------------------------
Не последнее место занимало и то, что мне было откровенно не интересна экономика водного хозяйства. Сделав кандидатскую диссертацию, нужно было дальше погружаться в эту область научного знания, а мне было не интересно. Конечно, глупо чрезвычайно - раз попал в эту нишу, осваивай её. Чтобы быть успешным учёным нужно определяться в науке ещё на студенческой скамье и служить ей верой и правдой до конца. А у меня все не так, все наперекосяк получалось.
-----------------------------------------------------------------------
Вообще-то для отраслевика-прикладника хорошо когда есть нечто весомое – изобретение (патент), образец нового прибора, работающей установки. А если это «экономика водного хозяйства» - какой-то теоретический закоулок в сфере советской (читай идеологически зашоренной) экономики сельского хозяйства? Так вот не было у меня никаких физических (больные ноги, костыли) и духовных (завышенное самолюбие-самооценка) сил для этой «титанической» работы. Попробовал (поездил во Львов, Киев, потыкался туда-сюда) и махнул рукой.
-----------------------------------------------------------------------
После неудачной докторантуры (сотрудники-коллеги смотреть стали косо – лох-неудачник [что вполне естественно, неизбежно]). Меня перевели на кафедру водохозяйственного строительства, развели (так сказать) с Э.А. Зинем, моим сменщиком на посту заведующего кафедрой экономики водного хозяйства. Не смог я с ним работать – противный такой, липкий мужичонка оказался. Некая комбинация второго и третьего варианта состоявшегося заведующего кафедрой (см. выше).

--------------------------------------------------------------------------

1.4. Экономика водного хозяйства, технология обучения и контроля

С первых дней работы на кафедре экономики водного хозяйства пришлось включаться в текущую работу - лекции, практические занятия, курсовые и контрольные работы. Могу без хвастовства утверждать, что первый выпуск инженеров-экономистов для водного хозяйства Украины сделан мной, конечно во взаимодействии и с помощью нашей кафедральной команд - прежде всего А.С. Гордийчук, В.М. Красноштан, Г.Г. Сысун, Л.И. Шевчук, А.П. Гришкевич, Л.К. Коротун... Это были две группы очень сильных девчат. Только один парень затесался. Не было тогда, в 1976 году, в городе Ровно экономических специальностей в вузах, потому конкурс в первом наборе был очень велик и набор получился высококачественным.
Староста одной из групп Светлана Яковлевна Яренчук (впоследствии Зубилевич) закончила аспирантуру, защитила кандидатскую, а потом и докторскую в области бухгалтерского учета и аудита, стала профессором. И таких девчат несколько. С.А. Левицкая, к примеру, тоже д.э.н., профессор стала деканом того самого инженерно-экономического факультета, у истоков которого был и я. Самая преданная моя ученица Н.А.Гонтаренко уже возглавляет кафедру "Банкiвська справа" в РИСе.  Вот так ученики мои обошли меня. Это считается закономерным и вроде как поднимает рейтинг учителя. Красиво, конечно, но я что-то сомневаюсь в этом тезисе.
-----------------------------------------------------------------------
С этим первым набором-выпуском я и учился как преподаватель - лекции писал, мучился с практическими занятиями. Методических наработок ещё не было. Заметил в литературе появление нового метода контроля знаний обучаемых - тестирование: ищи на поставленный вопрос правильный ответ в куче предлагаемых вариантов. Естественно, заинтересовался, стал составлять опросные листы. Сначала мои студенты отнеслись к новинке с живейшим интересом, оставались в институте допоздна, пока я проверял их ответы, волновались. Однако потом это им поднадоело - остыли.
Тем ни менее понял, что инструмент это неплохой, но далеко не универсальный. Его основное достоинство, которое и обеспечило ему такое быстрое и широкое распространение на Западе, - объективность. Преподаватель наконец-то отгородился от испытуемого, перестал с ним "сражаться" на экзамене (зачёте) - доказывать что тот ничего не знает, может забирать свою зачётку и убираться к чертям собачьим. Контроль типа личного собеседования психологически довольно тяжёлая работа и очень субъективного свойства. Помню заочник (мастер спорта международного класса по мотогонкам) приходит сдавать экзамен и сразу же ("не отходя от кассы") выкладывает на стол коляску дорогой копчёной колбасы... Собеседуй после такого начала, озвереть можно.
-----------------------------------------------------------------------
Имеется и второй плюс. 
Такое тестирование все-таки позволяет установить степень усвоения (овладения) понятийно-терминологического аппарата в определённой области знания, а также (в более строгих дисциплинах) знание (узнавание) формул и даже умение ими пользоваться. Конечно, он не позволяет установить степень креативности (творческой потенции) обучаемого, но вполне может выявить элементарную профпригодность.
-----------------------------------------------------------------------
Это я тут разговорился по этому поводу потому, что через 30 лет в России ажиотаж - ЕГЭ! Это нечто  новое и полезное или "туши свет" (конец классической российской системы образования)? Жизнь как всегда все узаконивают где-то посредине. Можно использовать! Но нужно дополнять ещё и другими способами контроля - личное собеседование, творческие сочинения ... Главное все-таки меньшая взятко(хабаро)емкость этого "прогрессивного" способа и выравнивание возможностей у испытуемых из разных мест и условий обучения (некоторая эгалитарность).

-------------------------------------------------------------------------

Это были 80-е годы прошлого столетия. 
Потерпев неудачу в области отраслевой экономики водного хозяйства, я ушёл с головой (увлёкся) в науку управления производством. Точнее сказать, занялся ею плотно, так как интересовала эта область (таинство володения людьми) меня всегда. Ещё моя кандидатская диссертация «Некоторые вопросы развития экономической реформы в водохозяйственном производстве оросительных систем» (эк заумно-хитро закрутил) была конкретно посвящена хозяйственному расчету, как основному принципу организации управления эксплуатацией мелиоративных систем.
------------------------------------------
Конечно, это не случайно. Во второй половине 70-х и в последующем десятилетии в СССР стали плотно интересоваться управлением – наукой и профессиональной деятельностью. После провала "оттепели", подавления «Пражской весны» и прихода к власти спокойно-консервативного (про сравнению с малограмотно-взрывчатым Никитой) и незлого (не уничтожал своих конкурентов, а отправлял их в почётную ссылку послами) партийного функционера Л.И. Брежнева советская творческая интеллигенция, начинавшая впадать в отчаяние, воспылала любовью и надеждой на провозглашённую экономическую реформу, отцом которой по праву считается А.Н. Косыгин.
-----------------------------------------------------------------------
Алексей Николаевич Косыгин 
-  автор Экономической реформы 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1971 гг.

На фоне этого политического и экономического направления и увлечения стали расцветать новые направления в экономической науке – линейное (Л.В. Кантарович) и математическое (академик Н.П. Федоренко) программирование, экономическая кибернетика (экономическое управление производством).
----------------------------------------------
Меня же с детства завораживало это явление – один человек принимает решения, а другие исполняют. Мой отец был перед глазами. Поражал и захватывал образ титанической фигуры председателя послевоенного колхоза, созданный Михаилом Ульяновым в одноименном фильме «Председатель». И вообще фигура лидера (Павка Корчагин, главный герой романа Ф.В.Гладкого «Цемент», герой кинофильма «Коммунист»…) – человек ведущий и побеждающий вопреки всему притягивал и завораживал не только моё сознание.
-----------------------------------------------------------------------
В политический класс СССР проникает и утверждается убеждение, что для достижения замечательных целей коммунизма необходимы современные грамотные управляющие.
-----------------------------------------------------------------------
Леонид Витальевич Канторович
(1912 - 1968) - советский математик и экономист,
Пионер и один из создателей линейного программирования.
Я самостоятельно занялся линейным программирова-нием – выписал микропленку (кажется из Московской Ленинки) основного труда Канторовича - "Экономи-ческий расчёт наилучшего использования ресурсов", Москва: Изд-во АН СССР, 1960. 
--------------------------------------------
Проштудировал, как говорится, от корки до корки с карандашом в руке. Основательно проработал книгу Игоря Бирмана «Оптимальное программирование» (1968 г) - перерешал все его задачки. Также основательно изучал Самуэльсона Экономика, Вводный курс, М.Прогресс, 1964. Потом библию менеджеров от Мескона, Альберта и Хедоури.
-----------------------------------------------------------------------
С приходом к руководству страной М.С.Горбачева в 1984 году и началом кооперативного движения, мы с зам. декана Анатолием Альфонсовичем Билецким организовали Школу Бизнеса в УИИВХ на хозрасчётных началах, где я стал ведущим преподавателем.
-----------------------------------------------------------------------
К тому времени в программы обучения инженеров стали включать курсы «Управление производством». Так что я на кафедре водохозяйственного строительства оккупировал эту дисциплину на инженерных факультетах – стал профессионализироваться в этой новой и интересной области знания.
=====================================================================
Предварительное резюме
Все эти потуги с внедрением хозрасчёта в советскую практику плановой организации и ведения народного хозяйства (национальной экономики) и моего отраслевого ХЗР в т.ч. - это такой бред и наивняк, что, как говорится, уши вянут. Но это стало мне (нам) ясно только через 30 лет (1991-2021) возвратного буржуазно-капиталистического способа производства. Только сегодня стало предельно ясно, что этот самый настоящий ХОЗРАСЧЁТ есть неотъемлемый элемент и признак именно и только КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ экономики!
-----------------------------------------------------------------------
Настоящий (реальный, истинный, современный, россиянский) ХОЗРАСЧЁТ - это кода ты взял кредит и не можешь вернуть в срок, тебя разденут догола, да ещё и голову открутят и не фигурально, а ОЧЕНЬ даже натурально. А советский социалистический (плановый) ХОЗРАСЧЁТ - это только условный принцип в хозяйствовании. Один из второстепенных оценочных критериев результатов хозяйствования социалистического предприятия. 
-----------------------------------------------------------------------
Если вся капиталистическая экономика сидит-зиждется на этом жестоком принципе коммерческого расчёта (самоокупаемость, окупаемость и рентабельность) и да слабейший выбывает из хозяйственной жизни (вплоть до убийства). То советская социалистическая - на плановой сбалансированности и гарантированном сосуществовании всех участников народного хозяйства. И они (капитализм-социализм) не совместимы в ПРИНЦИПЕ, от рождения.
-----------------------------------------------------------------------
Откуда есть пошла эта свистопляска с "Косыгинской реформой - ХЗР в НХ" в 70-80 годы? Развитие СССР стало тормозиться - от Сталинской дисциплины отказались в 1956 г. (съезд "себяпобедителей") и попытались поменять ДОЛГ на ИНТЕРЕС. Потому и легко соскользнули во всё тот же КАПИТАЛИЗМ - реставрировали его, поменяли не глядя (так сказать). Контрреволюция-91.
-----------------------------------------------------------------------
А всё потому что ДУХ и СМЫСЛ социализма-коммунизма был потерян после Великой Отечественной Войны (СССР-2 > 1956). Великая и неизбывная УСТАЛОСТЬ одолела многотерпеливый мой русский народ - три величайших войны за одно столетие!!! Дайте хоть немного пожить СПОКОЙНО=ДЛЯ СЕБЯ. Это ИСТОК нашей величайшей ТРАГЕДИИ ХХ века.

====================================================

Компьютерные технологии - открылось второе дыхание в 47 лет

В 1987 году в нашем институте (УИИВХ) появились первые 6 новеньких персональных компьютеров «Искра 226» (модернизированная копия модели IBM Wang 2200). Уже на следующий день после их появления в лаборатории вычислительных устройств я рано утром (чуть ли не в 7 утра) постучался в дверь. Недовольный лаборант пустил меня, включил одну машину и демонстративно удалился – делай что хочешь, преп, я тебе не помощник. Я и стал осваивать ПК «методом тыка». Этакая чуть ли не психофизиологическая потребность обнаружилась.
---------------------------------------------- 
Более того, записался на курс программирования, который вёл один из преподавателей кафедры вычислительной математики, и стал усердно изучать языки программирования. На Бэйсике даже разработал программу «Календарный план строительного производства» для студентов 5 курса. Работала она, конечно, неважно – не было защиты от бессмысленных действий студентов (не то, не так нажал). Но все-таки с грехом пополам работала. Даже в дипломной работе некоторые студенты использовали. Лаборанты той самой лаборатории вычислительных устройств, где я пропадал целыми днями (а было мне уже 47 лет), даже слегка зауважали меня.
-----------------------------------------------------------------------
С тех пор (уже более 30 лет) я работаю исключительно на компьютере. А с выходом в интернет в 1997 году (реально он начался в 1994 году) и созданием собственного сайта в 2000 году - "Менеджмент - лекции, практика", дипломы перестал даже распечатывать свои методички и лекции для студентов – качайте с сайта, господа скубенты. Только вот как вышел в 2009 году на пенсию окончательно (ведь собственно пенсионером я стал в 6о лет, в 2000 году), так и забросил этот сайт. Потому он и сдох.
-----------------------------------------------------------------------
Заниматься далее программированием (Бэйсик, Фортран, Си …) я не стал – все-таки для меня программы были только рабочим инструментом, а не самоцелью. Тягаться с пакетом Microsoft Office не было никакой нужды. Так что я сформировался в области информационных технологий только в качестве достаточно опытного пользователя (юзера - user).

-------------------------------------------------------------------------

1.6. Сотрудники (коллеги) по Украинскому институту инженеров водного хозяйства (город Ровно)


Кафедра экономики водного хозяйства

Гордийчук Андрей Саввич 
- доцент, кандидат сельскохозяйственных наук (агроном), первый заведующий кафедрой экономтики водного хозяйства. Методический гений - до сих пор (уже лет 30!) студенты и преподаватели пользуются его разработкой: обоснование экономической эффективности мелиораций в дипломном проекте инженера-мелиоратора.
-----------------------------------------------------------------------
Положий Владимир Николаевич
- пришлый (со стороны) доктор экономических наук, работал в той же области, в которой я начинал - экономика эксплуатации мелиоративных систем. Ввёл в оборот термин «водохозяйственное производство», которым и я пользовался в своей диссертации. Лекции читал на высшем уровне - импровизировал. Это всегда интересно студиозусам: на их глазах рождается интересная мысль, идея, прозрение. Однако страдал интеллектуальным нарциссизмом - все о себе интересном, умном и любимом. Придёшь к нему в холостяцкую квартиру и весь вечер слушаешь его и о себе, ну просто артист. Сейчас работает в Сумском сельскохозяйственном институте (последние годы, как водится,  срочно в университет переделали, юмор). Жив ли не знаю (через инет найти не  удалось.
-----------------------------------------------------------------------
Сысун Галина Георгиевна 
- старший преподаватель без степени, специалист в области экономики труда. Поддерживала меня всегда, даже в худшие для меня времена заведывания склочной кафедрой экономики водного хозяйства. Настоящий институтский преподаватель - умеет и донести, и разжевать, и растолковать, и заинтересовать студентов. Студенты её всегда любили, да и любят по cю пору, надеюсь (нет её уже там, давненько на пенсии с внуками занимается, относительно недавно видел).
-------------------------------------------------------------------------

Кафедра водохозяйственного строительства

Йохна Петр Арсентьевич 
- худой такой спокойный, на кафедре сидел за моим столом сзади (за моей спиной), практик - старший преподаватель без учёной степени (это всегда давило). Образец настоящего преподавателя - способен часами сидеть и подолгу консультировать студентов (втолковывать самым тупым), а они таких очень даже любят. Уважаю таких, а вот сам не способен. На фото впереди сидит Йохна П.А., а сзади Левун И.К. консультирует студентку
-----------------------------------------------------------------------
Левун Иван Кирилович 
овал студентов как специалистов. Пользовался всеобщим уважением. Сейчас вроде как на пенсии - редко вижу седовласую медленно (вроде как осторожно) движущуюся фигуру.
-----------------------------------------------------------------------
Гироль Николай Николаевич 
- в моё время доцент нашей кафедры, потом уже доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой канализации и отведения стоков. Если не ошибаюсь, специалист по очистке воды, изобретатель. На вид головастик (есть такая порода большеголовых умниц - например академик Велихов), спокойный, доброжелательный, улыбается мягко и искренне. Никаких амбиций, подсиживаний и вечных борений за своё место. Всеобщее (и студентов, и преподавателей, и ректората) уважение. Вот уж с кем было удовольствие общаться.
-----------------------------------------------------------------------
Шопин Георгий Григорьевич 
- бывший прораб, строивший Большой Кара-Кумский канал, то есть преподаватель из опытных практиков, но без степени (возраст был уже приличный, суетиться не хотелось). Умер во время вошедшего тогда в моду «бега трусцой» (джоггинга) - зимним ранним и темным утром пробежка по скользким улицам, отказ сердца. Прохожие не сразу поняли - почему лежит человек на тротуаре. Когда поминали вдова разрешила мне взять из его преподавательского архива что мне подойдет. В его записях попалось на глаза:
«Чай пьешь - орлом летаешь.
Водка пьешь - арык лежишь,
Деньги есть - чужой гуляешь.
Денег нет - своя бежишь».
Понравилось - знакомый среднеазиатский мотив. Даже на своём сайте разместил. Повесело пару месяцев, застеснялся вульгаризма и убрал. Просто хороший человек был Георгий Григорьевич.
-----------------------------------------------------------------------
Ступак Василий Алексеевич 
- из комсомола институтского пришел на кафедру, затем защита диссертации, к.т.н., доцент, Одно время возглавлял кафедру. порядочный человек, не мог против совести, работать с кафедральным коллективом было трудновато. Потянулся вслед за мной в сферу управления производством, даже похаживал на мои лекции, учился.
-----------------------------------------------------------------------
Конечно, на вышеупомянутых кафедрах работало больше людей. Я упомянул тех, кто был ближе мне.

--------------------------------------------------------------------------

Заключение к п.1

25 лет отдал УИИВХ.
Но вот чувство счастливой (доброй, благодарственной) памяти почему-то отсутствует.
Люди были разные (и умные, порядочные и не очень), но почему-то ни с кем не сошёлся на коротке. Сам по себе гулял. Тут верно больше моей вины и беды - эгоизм, замкнутость на самом себе.

66 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
Пост: Blog2_Post
bottom of page